Конкурс Грамотеев
Цель конкурса: активизировать
познавательную деятельность учащихся, воспитывать любовь к русскому языку.
Ход конкурса
Вед. Дорогие
ребята, сегодня у нас конкурс Грамотеев на знание грамматики, или по-другому,
русского языка.
Грамматика,
грамматика,
Наука очень
строгая!
Учебник по
грамматике
Всегда беру с
тревогой я.
Она трудна, но
без нее
Плохое было бы
житье.
Не составить
телеграмму,
Даже собственную
маму
С днем рожденья
не поздравить.
Действительно, ребята, русский язык наш
прекрасен, но вместе с тем очень сложен. Освоить русский язык – трудное дело.
Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык –
необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся.
Представляю вам членов жюри.
Условия
конкурса таковы: у нас три команды, каждой команде будут даваться задания.
За каждый правильный ответ команда будет получать жетон своего цвета: 2 кл. – красный жетон, 3 кл. – зеленый, 4
кл. – желтый. В конце конкурса жюри подсчитает количество жетонов каждой
команды и выявится победитель нашего конкурса Грамотеев.
Сейчас команды должны узнать свое
название, составив из букв слово.
2
кл. – минику – «Умники»
3
кл. – одмолыц – «Молодцы»
4
кл. – везснйика – «Всезнайки»
Для зрителей:
v Из чего состоит предложение?
v Как пишутся
имена людей, клички животных?
v Какие знаки
ставятся в конце предложения?
v Как пишется
первое слово в предложении?
v Как определить,
сколько в слове слогов?
v Как переносится
слово?
v Чем звуки
отличаются от букв?
v Чем обозначается
на письме звук?
v Какие звуки
обозначает буква Е?
v Какие звуки
обозначает буква Ю?
v Сколько букв в
русском алфавите?
v С какой гласной
пишутся сочетания жи-ши?
v Подберите
проверочное слово к слову мороз.
v Как пишутся
предлоги со словами?
I тур. «Крылатые
выражения»
-
Раскрыть смысл выражений.
2
кл.
Во
весь дух Рукой подать Задирать нос
3
кл.
Оказаться
у разбитого корыта Знать на
зубок Путаться под ногами
4
кл.
Рука
об руку Ждать у моря погоды Бить баклуши
II тур. «Подставь
словечко»
-
Нужно подобрать к словам антонимы. (каждой команде – карточка с заданием)
Высоко
-…, далеко - …, начало - …, ночь -…, правда - …, добро -…, черный -…, жара - …,
зима -…, друг - … .
Для зрителей:
v На странице
букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов- богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)
v До чего же
скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец)
v Говорит она
беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
v Я то в клетку,
то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)
v Я фигурка
небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберёшься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный
знак)
v Отгадай, что за
вещица, -
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, а на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
III тур. «Превращение
слов»
Заменить
в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
2
кл.
Пара
– фара Игла - игра
Свет
– цвет Белка – булка
3
кл.
Роща
– роза Уха – ухо
Река
– рука Бинт – бант
4
кл.
Чтобы получилось название какого-либо животного.
Корона
– ворона Сода – сова
Горка
– норка Лист – лиса
Для зрителей:
v Я под мышкой
посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
v С солнышком
всегда я дружен,
Если солнышко в окне.
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)
v На зеленой
хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
v На дне, где тихо
и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
v Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
IV тур. «Пословицы
шутят»
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто, буква озорная,
Вновь чье-то место заняла?
-
Заменить в одном слове букву, так чтобы пословица обрела первоначальный смысл.
2
кл.
Первый
клин комом.
Маленькое
тело лучше большого безделья.
Где
дружбой дорожат, там врачи дрожат.
3
кл.
Телу время - потехе
час.
Сеть раз отмерь,
один раз отрежь.
Глаза
боятся, щуки делают.
4
кл.
Без
пруда хлеб не родится никогда.
Нет
круга - ищи, а нашел – береги.
Пруд
кормит, а пень портит.
Для зрителей:
v В каких словах
по сто согласных? (Стол, стог, стон, стоп)
v Сколько гласных
в словах: семья, сорока?
v Сколько горошин
может войти в стакан? (Сами войти не могут)
v Может ли страус
называть себя птицей? (Нет, не умеет говорить)
v Чем кончается
день и ночь? (Мягким знаком)
V тур. «Пословица
заблудилась»
-
Нужно подобрать к началу пословицы ее окончание.
Не
спеши языком -
от того и наберешься.
Сам
пропадай -
надо мало спать.
С
кем поведешься -
торопись делом.
Труд
человека кормит,
так и не будет скуки.
Глаза
страшатся,
а лень портит.
Хочешь
много знать - а
товарища выручай.
По
одежке встречают,
а руки делают.
Грамоте
учиться - а
человек умением.
Не
сиди сложа руки -
а по уму провожают.
Птица
красна пением,
люби и саночки возить.
Любишь
кататься -
всегда пригодится.
Для зрителей:
-
Угадай сказку.
v Иван-царевич
говорит ей:
- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
v Отвечает золотая
рыбка:
- Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто.
v Как называется
сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
v Назовите
аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои передвижения.
v От дедушки ушел,
От бабушки ушел.
v Красна девица
грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка.
v Колотил да
колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил и остался с носом…
v А дорога – далека,
а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок…
v Нет ни речки, ни
пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца!...
v Мышка дом себе
нашла, мышка добрая была:
В доме том в конце концов стало
множество жильцов.
VI тур.
«Анаграммы»
- Из данных букв нужно составить слова.
Иртг – тигр Ацзя - заяц
Ласви – слива Птоор - топор
Ваос – сова лбкае – белка
Для зрителей:
-
Что не так?
v Изумрудная Шапочка (Красная Шапочка)
v Волшебник
Снежного города (Волшебник Изумрудного
города)
v Красный
ключик (Золотой ключик)
v Поющая
царевна (Спящая царевна)
-
Измените фразы, чтобы получилось правильно:
v Трусливый, как
медведь. (заяц)
v Голодный, как
осел. (волк)
v Неуклюжий, как
заяц. (медведь)
v Упрямый, как
волк. (Осел)
Подведение
итогов. Жюри подсчитывает количество жетонов каждой команды. Приложение 1. Презентация к конкурсу/intellekt..pptx |