Программа развития
МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Формирование экологической
культуры учащихся в условиях социального
партнерства»
Актуальность
Сегодня речь идет о целенаправленном конструировании
будущего, о гармонизации социально – экономического и экологического развития,
об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений
людей. Основой такого существования
является переход современной цивилизации к устойчивому развитию. Понятно, что
для формирования устойчивого развития необходимы радикальные изменения в
экономике, демографической политике, культуре в целом. Важнейшее условие такого
перехода – изменение содержания, целей образования, так как уровень развития
сознания, нравственные представления человека, характер и широта его
межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют
ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Именно эти составляющие,
необходимые для формирования так называемого «ответственного сознания» личности,
общество задает посредством воспитания и образования.
Научно–методическое руководство программой
развития осуществляет научно- методический совет школы
1.
Создание творческих групп учителей в соответствии с направлением
деятельности
2.
Оказание помощи в тематическом планировании работы
каждой группы педагогов.
3.
Анализ
эффективности деятельности в разных социальных группах
4.
Мониторинг
деятельности по избранным направлениям.
5.
Анализ
результатов мониторинга и обобщение опыта совместно с администрацией школы
Директор школы – Люсимин Н.Г.
1.
Выработка структуры
управления программой через взаимодействие сторон - партнеров
2.
Содействие
создания банка данных по направлениям программы.
3.
Организация
внутришкольного контроля.
4.
Материальное
стимулирование участников программы
5.
Взаимодействие с
родительской общественностью и администрацией села по теме программы
6.
содействие
повышению квалификации участников программы
7.
организация
совместных проектов с предприятиями в условиях социального партнерства
Зам. директора– Ерофеева А.А.
1.
Создание
творческих групп.
2.
Участие в
заседаниях творческих групп по тематическому планированию просветительской
деятельности и акций, поиску форм, методов, приемов работы с детьми.
3.
Соотнесение
тематики работы творческих групп с содержанием образовательных стандартов.
4.
Создание банка данных по направлениям формирования
экологической компетенции школьника (литература, Интернет)
5.
Участие в
разработке мониторинга педагогической деятельности по программе развития.
Зам. директора по воспитательной
работе – Кудрявцева К.А.
1.
Организация детского штаба «Экострана»,
выработка механизмов самоуправления (актив – лидеры по направлениям)
2.
Разработка
атрибутики: знаков отличия, удостоверений, девиза, песни и т.д.
3.
Проведение периодических сборов детей по
отработке форм просветительской деятельности, подготовке акций (совместно с
руководителями творческих групп учителей).
4.
Организация просветительской работы и акций
юных просветителей в детских коллективах своей школы, в коллективах родителей,
социуме.
5.
Участие в создании общешкольной газеты.
6.
Устанавливает и поддерживает связи школы с
учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для
совместной деятельности по внешкольному воспитанию, создает условия для участия
учащихся в конкурсах, проектах и других внешкольных видах конкурсной
деятельности.
Концепция
экологического образования в условиях социального партнерства
Сегодня на каждом шагу мы сталкиваемся с
понятием экологическое образование, воспитание. Но перед процессом образования
и воспитания лежат цели, которые основываются на человеческих ценностях –
духовно-нравственные ценности являются основополагающими для развития человека.
Именно экологическое образование формирует духовные потребности человека в
познании не только себя, но и природы. Человек – царь природы – этот стереотип
давно сложился в сознании людей и задача экологического образования – это
преодоление сложившегося стереотипа, это стремление к равновесию «человек -
природа». Нужно нацелить экологическое образование на будущее. Все это возможно
через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности.
Человек активно познает окружающий мир поступками и делами, но необходимо подчиняться законам
природы.
Что же мы вкладываем в понятие
экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений,
ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение
социоприродной среды. Экологическое образование предполагает обучение бережному
взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем —
совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя
частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет
строить гармоничные отношения с окружающей средой.
По своей природе экологическое образование
нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности.
Отсюда следует, что экологическое образование — это не только часть
образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального
средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
Экологическое мировоззрение отражает
целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных
на знаниях свойств биосферы. Приведем один из выводов теории В.И. Вернадского о
биосфере: «...человечество, общественные системы, структура научных знаний,
сумма техники и технологий находятся в единстве с окружающей средой; изменение
какого-либо компонента рано или поздно сказывается на состоянии всей системы.
Экология обеспечивает конкретное раскрытие методологической идеи единства
человека и природы, видение и понимание взаимосвязи природы и человека в
планетарном масштабе».
Содержание экологического образования
можно выразить в виде трех взаимосвязанных компонентов:
- знание экологических законов, правил,
теорий, понятий, научных фактов;
-
практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с
решением экологических проблем;
- эмоционально-эстетическое восприятие
природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.
Экологический подход в образовании
акцентирует внимание в большей степени на процессе познания, формирует
мотивацию изучения естественных наук, пробуждает у школьников чувство
любознательности и удивления, развивает интерес к науке до такой степени, чтобы
он остался на всю жизнь.
|